Метод Демаре.
Этим методом в широких размерах пользуются промышленные производители меда, особенно в северных штагах, где роение пчел бывает очень сильным. Передовые пчеловоды вносят в него различного рода изменения, сообразуясь с местными условиями, в общем же употребляемый ими метод представляется в следующем виде. Мы считаем нужным подчеркнуть тот факт, что манипуляции, предшествующие главному взятку, выполняются с единственной целью обеспечить максимальное население в ульях, устраняя при этом возможность роения.
Пользуясь методом Демаре, пчеловод бывает в состоянии почти полностью подчинить роение своему контролю без какой-либо специальной манипуляции, а также регулировать деятельность матки в более значительной степени, чем это возможно при пользовании так называемым «просторным ульем». Нужно однако сознаться, что пользование системой Демаре вызывает необходимость в добавочном труде. Для получения наилучших результатов от этой системы необходимо иметь стандартное оборудование, при котором одна часть его без затруднения заменяется другой такой же частью.
Выемка расплода при пользовании методом Демаре требует от семьи очень сильного напряжения, и если нет уверенности, что взяток продлится достаточно долгое время после выемки расплода, чтобы обеспечить развитие другого гнезда в нижнем корпусе, то никакого толку от метода Демаре не получится. Другими словами, если взяток не будет продолжаться по крайней мере в течение трех или четырех недель после предполагаемой выемки расплода, то к этому методу прибегать не следует. Демарировать, так сказать, можно только сильные семьи.
К началу главного взятка, т. е. приблизительно около 15 июня, верхний этаж гнездового помещения должен быть почти заполнен медом и расплодом, так как он был в распоряжении матки приблизительно в течение трех недель. Нижняя же часть гнездового помещения должна быть почти пустой, так как детка в ней выходила все время в течение миновавших трех недель. Матка вследствие этого помещается теперь в это нижнее гнездо. При этой манипуляции значительным затруднением является отыскание матки. Чтобы избежать напрасной траты времени, многие пчеловоды пользуются приемом стряхивания пчел с сотов с расплода из верхнего гнездового корпуса перед летком. Верхний гнездовой корпус ставится рядом на перевернутую крышу. При вынимании каждого сота из верхнего гнездового корпуса, его бегло осматривают, и если на нем обнаруживается матка, то пускают ее на верхние планки сотов нижнего гнездового корпуса и предоставляют ей спуститься вниз. Если же матки найти не удалось, стряхивают пчел с сота на перевернутую внутреннюю покрышку, положенную перед летком, и предоставляют им войти в улей. Такую операцию повторяют до тех пор, пока не отыщут матку или пока не стряхнут пчел со всех сотов с расплодом из верхнего гнездового корпуса.
Если матка все же не найдена, то предполагают, что или проглядели ее, или же она успела опуститься в нижний гнездовой корпус до выполнения манипуляции. Как бы то ни было, необходимо отметить, что матка не была найдена; поэтому в следующее посещение данной пасеки пчеловоду придется заглянуть в этот гнездовой корпус, не окажется ли там яиц, и если яйца окажутся; то несомненно матка находится в гнезде.
Можно эту же манипуляцию выполнить более быстро вот каким образом: один сот из верхнего гнездового корпуса вынимается и ставится на конец, снаружи, наклонно к улью. Затем остальные соты отряхиваются внутрь улья, причем все они вставляются после стряхивания в пустой корпус. Сот, вынутый вначале, стряхивается последним и помещается вместе с остальными в новом улье. После этого на нижний гнездовой корпус накладывают маточный исключитель, убравши предварительно пустой верхний гнездовой корпус. Поверх маточного исключителя ставится надставка, содержащая сушь или рамки с цельными листами искусственной вощины, а расплод, с которого были стряхнуты пчелы, помещается над надставкой. Если были взяты рамки с цельными листами искусственной вощины, то в качестве приманки в середину между этими рамками вставляются две рамки с запечатанной деткой, как сказано было раньше. Хотя это не является необходимым при наличии суши, однако оказывает большую помощь в привлечении пчел в надставку.
Молодые пчелы не замедлят проникнуть в верхний гнездовой корпус и покрыть собой расплод. В этом случае молодые пчелы распределятся по всему улью более равномерно, чем если бы надставка была поставлена поверх всего гнездового помещения. Кроме этого присутствие молодых пчел над надставкой, т. е. в верхнем гнездовом корпусе, повышает возможность немедленного привлечения к надставке внимания пчел. Этим приемом устраняется праздношатание пчел, и еще более уменьшается опасность роения.
Когда главный взяток будет в разгаре, придется позаботиться о предоставлении сильным семьям более действенной вентиляции. Для достижения этой цели некоторые пчеловоды пользуются четырьмя деревянными чурками 3 X 2 см, подкладывая и под гнездовой корпус на донную доску, благодаря чему пчелы имеют летки со всех сторон улья. Лучше если чурок будет две, в виде планок по 2,5 X 2,5/ X 50 см, помещаемых на донной доске по длинной ее стороне под гнездовым помещением.
Есть еще способ усиления вентиляции, заключающийся в том, что надставки, находящиеся над маточным исключителем, сдвигаются назад сантиметра на два с половиной. Этот прием называется «сдвижкой надставок» и обычно не бывает необходим на севере. Если в то или иное время в течение взятка вследствие неблагоприятной погоды предвидится опасность воровства, немедленно следует привести ульи в обычный порядок и уменьшить летки.
При следующем посещении пасеки, неделю спустя, т. е. около 22 июня, если взяток не прерывался, в первой надставке все соты должны содержать нектар. Кроме того в верхней части средних сотов пчелы произведут побелку. Нельзя ожидать, чтобы к этому времени соты были забрушены, но это зависит от силы семьи и от количества добываемого нектара. В это время пчеловод на основании своего знания данной местности и прошлого опыта должен решить, дать ли семье одну надставку или две для удовлетворения ее нужд в течение следующей недели. При коротком и обильном взятке, если он обычно бывает таковым, придется, вероятно, дать семье две надставки; если же условия погоды будут неблагоприятными, то можно будет ограничиться и одной.
В связи с этим следует иметь в виду, что отсутствий достаточного простора в улье для складывания нектара хотя бы по одной капле в каждую ячейку означает не только потерю медом, но также и ущерб для морального состояния семьи. Ибо если бы семья была настолько сильна, чтобы иметь в своем распоряжении летную армию в тридцать тысяч пчел, и если бы каждая пчела должна была принести в улей по четыре капли нектара в течение дня, то это составило бы в общем итоге сто двадцать тысяч капель, или около 8 литров нектара, вес которых равнялся бы приблизительно 10 кг. Известны случаи, когда контрольный улей действительно обнаруживал такую прибыль в весе за один день. В течение следующей ночи пчелы уменьшили этот вес на одну треть, содействуя испарению воды из свежего нектара. Так как на обеих сторонах стандартного сота расположено приблизительно около шести тысяч ячеек, для размещения такого количества нектара по одной капле в ячейку потребовалось бы круглым числом до двадцати сотов. Если не оказывается достаточного количества суши для размещения нектара таким способом, пчелы-приемщицы, на обязанности которых лежит принимать от летных пчел ношу нектара и помещать его в ячейки, вынуждены бывают задерживать нектар в своих медовых желудочках до тех пор, пока появится добавочное место его складывания. Такое положение ведет к «праздношатанию», а как только пчелы обнаружат склонность к ничегонеделанию, то бывает трудно поставить их снова под влияние сборщицкого инстинкта.
Понимание этих обстоятельств должно вызвать у пчеловода сознание необходимости иметь достаточное количество надставок для принятия полностью урожая, какой может быть собран любой семьей за время всякого отдельного взятка. Промышленный пчеловод обычно бывает слишком занят, чтобы прерывать свою работу для откачивания меда во время взятка, да кроме того необходимо оставлять мед в течение некоторого времени на улье после забрушивания сотов для его надлежащего созревания.
Хотя и не желательно давать семьям за один раз слишком много надставок, но, если возможно, что семье в течение второй недели взятка понадобятся две надставки, будет лучше дать добавочное помещение, чем допускать, чтобы пчелы испытывали недостаток в нем. Это правило относится, главным образом, к производству спускного меда.
В это посещение пасеки, т. е. около 22 июня, рекомендуется заглянуть в гнездо с целью узнать, имеются ли в нем яички; если яички будут обнаружены, то это значит, что матка в улье присутствует и обязанность свою выполняет. Если яичек под исключителем матки не окажется, то следует осмотреть корпус с расплодом, вынутым на предыдущей неделе. Присутствие яиц в верхнем корпусе означает, что матка не попала в корпус под исключителем, как предполагалось при выемке расплода, а если так, то ее необходимо отыскать и немедленно посадить под исключитель, т. е. в нижний корпус, убедившись сначала, что в нижнем корпусе заложенных маточников не имеется.
Если матка в предыдущее посещение попала в нижний корпус, то в гнезде, которое было, так сказать, демарировано или помещено в верхний корпус, должны появиться маточники. В большинстве случаев пчеловоды игнорируют эти маточники, так как матки, которые из них выйдут, уничтожат сами себя при попытках проникнуть сквозь маточный исключитель. Некоторые пчеловоды, однако, предпочитают создать новую семью из этого верхнего гнезда, и в этом случае все маточники уничтожаются четыре дня спустя после выемки расплода, или в данном случае около 19 июня, и оставляются только однодневные личинки в качестве маточного материала. Затем, когда эти отборные личинки будут «спелыми», т с при третьем обычном посещении пасеки для осмотра приблизительно около 29 июня все маточники кроме одного уничтожаются, а улей сдвигается вперед сантиметра на два. Благодаря этому сдвигу верхний корпус получает леток сзади, спереди же при этом летка не будет. Молодая матка теперь сможет совершить свои брачный полет из верхнего корпуса и начать кладку яиц. После того как червление пойдет удовлетворительно в верхнем корпусе, примерно около 15 июля, его можно будет снять и поставить в стороне, как новую семью, или же молодую червящую матку можно использовать для замены.
Этот способ дает наилучшие результаты в том случае, если корпус, содержащий маточники и расплод, будет поднят с гнездового корпуса по крайней мере на два корпуса с сотами между ними (между верхним и нижним корпусами). Если между ними будет только один корпус с сотами, то матка при этом нередко исчезает, иногда же улетает с роем в верхний леток.
Против пользования этим способом для увеличения пасеки делают то возражение, что при нем пчеловоду приходится расходовать слишком много меду, так как ко времени начала червления молодой маткой вся детка уже вышла из ячеек и соты бывают полны медом, который можно было бы взять в доход, если бы он не предназначался для прироста. Кроме того если материнская семья плохой породы, то пчеловоду приходится уничтожать все маточники неделю спустя после выемки расплода и давать специальный маточник или кладущую червящую матку своей собственной селекции.
В следующее посещение, около 1 июля, пчеловод должен решить, судя по погоде и по состоянию медоносных растений, дать ли семье еще одну надставку или две. В этот же раз нужно бегло осмотреть гнездо, чтоб узнать, нет ли в нем маточников, признаком чего может служить недавнее висение пчел массами наружи улья. Если будут обнаружены маточники, их необходимо уничтожить. Затем 2 или 3 рамки с расплодом можно вынуть и поместить в надставку, данную семье в самое последнее время. Однако к этому прибегать приходится редко, потому что сильные семьи, с которыми манипулировали надлежащим образом, после наступления главного взятка, по-видимому, забывают о роении.
Около этого времени расплод, вынутый в начале взятка, должен большей частью выйти из ячеек, и соты должны заполниться медом.
При следующем посещении пасеки, около 8 июля, возможно, что взяток придет к концу, но может быть и так, что придется дать семье еще одну надставку. Все в данном случае зависит, главным образом, от состояния погоды. Если медоносные растения в данном районе будут скошены на сено, как бывает со шведским и белым клевером, то взяток, собственно говоря, можно считать закончившимся около 8 июля. Однако в районах, где растет ласточник и липа, а также там, где клевера культивируются на семена, пчеловод может еще ожидать некоторого сбора меда. В этих случаях контрольный улей может отметить надобность еще в одной надставке.
В следующее посещение пасеки, около 15 июля, если перед этим были даны семьям надставки и взяток идет на убыль, наступает пора снимать надставки для откачивания.
124. «Сезонные работы на промышленных пасеках», Р.Х. Кельти, перевод с английского А.М. Шесминцева, Сельхозгиз, Москва, 1930 г, Ленинград
_________________ "Самым практичным в деле является наличность правильной теории" Гете
|